Игры и игровые приемы для развития детской памяти

Одним из главных свойств личности является память. Если человек теряет память, то он, по сути, перестает быть человеком. Память – это необходимое условие для развития интеллектуальных способностей.

Самые ранние проявления памяти – когда малыш начинает узнавать ближайших родственников и улыбается им. Сначала формируется двигательная память. Ребенок учится хватать ручками, ходить, а позже бегать и прыгать. Умывание, застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование кед или кроссовок – всему этому малыш учится и постепенно запоминает. Взрослея, ребенок осваивает движения сложнее – катание на коньках и лыжах, письмо и чтение. В дошкольном возрасте, помимо двигательной памяти, необходимо развивать еще зрительное и слуховое запоминание.

Какие упражнения и игры можно применять для развития памяти ребенка?

  • Чтобы развивать слуховое запоминание и речь, разучивайте с малышом стихотворения и песенки. Старайтесь выбирать произведения для заучивания сюжетного характера. Учить стихотворения нужно следующим образом: сначала запоминается на слух одна строчка, затем вторая, далее повторяются обе вместе, добавляются и заучиваются 3 и 4 строчки, а затем повторяется весь стишок. Не давайте малышу для запоминания слишком длинные и сложные произведения. Хорошо развивает слуховую память и речь рассказывание сказок и историй, прослушанных ранее, а также наблюдения во время прогулок на свежем воздухе.
  • Игра «Спрятанная игрушка». Эта игра развивает зрительный вид памяти. Для ее проведения вам потребуются 3 одинаковые небольшие коробочки (можно использовать спичечные коробки). Положите их друг на друга и склейте между собой. Получится маленький «комод» с выдвижными ящиками. На глазах ребенка в один из ящиков положите маленький предмет или игрушку (ластик, пуговица, солдатик, тарелочка и пр.). Затем «комод» на некоторое время нужно убрать. А после попросить малыша достать предмет из ящика. Он должен это сделать безошибочно с первого раза. Постепенно игра усложняется: «комод» убирается на более длительное время, используются уже 2 или 3 игрушки.
  • Игра «Запоминание картинок». Эта игра способствует развитию зрительной памяти. Чтобы сыграть с малышом, приготовьте заранее 10 картинок, на которых изображено по 1 предмету. Ребенок рассматривает картинки пару минут. Потом взрослый их убирает и просит малыша назвать все, что он запомнил. Игру «Запомни картинки» можно проводить и с 2-3 детьми. Организуйте ее в виде соревнования, кто из детей больше запомнит предметов, тот и выиграет.
  • Игра «Сбежавшая игрушка». Это упражнение тоже рекомендуется для развития зрительной памяти. Поставьте перед малышом 5 игрушек. Пусть он на них посмотрит в течение 1 минуты. Затем ребенку нужно закрыть глаза или отвернуться, взрослый в это время 1 предмет убирает. Малыш должен вспомнить, какой игрушки не хватает, и поставить ее на то место, на котором она стояла. Чтобы игру немного усложнить, можно увеличить количество игрушек. А также можно не убирать один предмет, а просто поменять 2 игрушки местами. Для внесения элемента новизны каждый раз используйте разные игрушки.
  • Игра «Изучаем родной город». С ее помощью развивается зрительная, слуховая память и внимание. Гуляя с ребенком на улице, обращайте его внимание на различные дорожные знаки, объясняйте, что они означают. Также смотрите на рекламные щиты, вывески и рассказывайте малышу об их значении, для чего они нужны. Когда вернетесь с ребенком домой, попросите его нарисовать то, что он увидел (дорожные знаки, вывески и пр.). Возможно, вам придется совершить несколько прогулок по одному и тому же маршруту, пока малыш запомнит то, что вы ему рассказываете.
  • Игра «Рисование узоров по памяти». Ее цель – развитие зрительной памяти. Нарисуйте на листе бумаги несложный узор. Ребенок должен смотреть на него в течение 2 минут. Затем образец убираете и просите малыша нарисовать точно такой же узор по памяти. Это упражнение помогает улучшить внимание ребенка и развивает мелкую моторику.
  • Игра «Вместе веселей запоминать». Такую игру рекомендуется проводить или с группой детей (4-5 человек), или в семейном кругу (папа, мама, бабушка, дедушка, братик, сестричка). Все садятся в круг. Первый человек называет одно слово. Второй – повторяет первое слово и добавляет свое. Третий человек повторяет первое, второе слово и добавляет свое, третье слово и т.д. Это упражнение помогает увеличить объем слуховой памяти.
  • Методика воспроизведения рассказа. Это упражнение хорошо развивает смысловую память. Взрослый четко, внятно и не спеша читает ребенку небольшой рассказ. После прочтения просит малыша пересказать услышанное, как можно ближе к тексту.
Поделитесь статьей с друзьями!

Вам также может понравиться ...

Это интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Return to Top ▲Return to Top ▲